г. Тула, ул.Октябрьская, д.26, (4872) 47-53-92 (старая экспозиция)

г. Тула, ЦПКиО им.П.П.Белоусова, к. 10, (4872) 770-118 (новая экспозиция)

Новости

18 - авг - 2023

Болота - молодость земли, или Нельзя войти в один и тот же лес дважды..

...Вода болота тихо покидала про прокопу свое ложе. Теперь, коснувшись кислорода, поднялась буйно растительность, которая ежегодно отмирая, превращалась в торфянистую массу. Процесс этот довольно скорый, под действием кислорода торф быстро превращается в плодородную почву. Такую почву давно уже поджидала береза. Прошло всего двадцать лет и стройный березовый лес в образе будущей дубравы накрыл густой тенью бывшее болотное пространство.
...Пришла зима, насыпало много снегу. И уже с первой весной ложе болота заполнилось водой. Как красиво отражались стволы белоснежных берез в чистом зеркале воды! Но, увы.. С первого же лета березам не стало хватать воздуха. ...Зеленые листочки, едва распустившись, пожелтели, засохли. Пышный березовый лес тихо умирал. Только болото знает, сколько лет потребовалось лесной почве, созреть до кондиции, пригодной березовому лесу. Теперь наступил обратный процесс - заболачивания, процесс стремительный, пагубный.
...Подлинное запустение представил березовый лес спустя пять-шесть лет, когда прогнившие стволы представляли, по выражению Сергея Есенина, «берез изглоданные кости». Уже трухлявые обломки стволов плавали на поверхности воды. На те обломки прирастали кое-где стебли белокрыльника и осоки - пионеров, болотных травянистых растений. В следующий раз я посетил это болото десять лет спустя. Отдельные обломки стволов одиноко торчали над водной гладью, а вокруг по кромке воды прорастали густой порослью молодые березки. Заросли рогоза возвышались всюду над поверхностью воды. И повсюду архипелаги островов белокрыльника и прочих болотных растений. Все оживало, молодело, расцветало.
...В этом видимо, и заключается омолаживающее значение земли в процессе накопления торфа, что в конце-то концов запасы торфа выгорают, и процесс начинается сначала. Прорастают, каждый в свою очередь, виды болотных растений, восстанавливаются целые комплексы. Болото из низинного переходит в верховое. Меняются типы леса, и так очередное омоложение. Могучая лаборатория биосферы, ее бесконечность! Я воочию вижу, как сфагновый ковер уже закрывает восточную окраину болота, и как прочные корневища осок, как тугие тяжи, стягивают этот покров, и вот уже серый журавль спокойно гуляет по этому ковру, а я пытаюсь подобраться к его гнезду. Но это пока еще опасно, ковер погружается под тяжестью моих сапог, каблуки могут порвать дернину, но уже первые молодые березки, размером с коноплю то здесь, то там робко вытягиваются к небу. Я знаю, рано или поздно сплавина прирастет ко дну болота и тогда уже первые березы не станут заваливаться под тяжестью легкой кроны или от дуновения легкого ветра, а потом прирастут и пушициевые кочки, белыми пучками накроют пока еще плоское болото, приютят сизые кустики голубики и робкие андромеды, а также прочие неброские растения, и наконец, знаменитая черника станет теснить и все смелее, вначале в союзе с брусникой, а потом уже автономно, завоевывать свои позиции. И все это будет развиваться под шатром стройного соснового леса. Но опять же не безгранично.
Нельзя войти в один и тот же лес дважды. Все течет, все изменяется, как и вода, а вода - основа жизни. Поэтому болота - молодость земли, вечная молодость нашей планеты. А дальше - дальнейшее накопление органики и снова - молодая дубрава. Вечное движение! И нет границ этому движению. Чуден мир биосферы! И если бы еще не лопата ... А кажется, всего лишь болото. Но и о болоте Иван Бунин размышляет достойнее:
ТРЯСИНА. И. А. БУНИН
Болото тихой северной страны
В осенних сумерках таинственней погоста.
Цветут цветы. Мы не поймем их роста
Из заповедных недр, их сонной глубины.
Порой, грустя, мы вспоминаем что-то...
Но что? Мы и земле и богу далеки...
В гробах трясин родятся огоньки...
Во тьме родится свет... Мы — огоньки болота.
<1906—1907>
Работу скольких отлаженных лабораторий биосферы мы разрушили той самой лопатой. И уток у нас в России не стало больше, и нет конца тем разрушениям, и нет начала прозрению.
....................
Вот, "оцифровала" фрагмент текста Терешкина Ивана Степановича о его мордовском болоте, фото наши вчерашние Тульская область, Белевский район. Да и "берез изглоданным костям" 100 лет пришло)
.....................
И. С. Терешкин, 2006, «В гостях у филина», экологические очерки, Молодость земли, стр. 23 - 27.
...................
Сергей Есенин

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

1923 г.

И.С. Терешкин "В гостях у филина" 


AdmirorGallery 5.1.1, author/s Vasiljevski & Kekeljevic.
Website security test completed by https://www.security-audit.com